Каждый человек похож на айсберг. Нет, не холодом или не тем, что встретит свой «Титаник». То, что на виду, и доступно для обзора — это две девятых от всего объема психики. К сожалению, большую часть нас всех составляет то, что привычно называют «бессознательным». Иррациональное. Скрытое. Загадочное и порой примитивное.
читать дальшеКто-то может похвалиться тем, что подчинил себе эту стихию, используя ее как ресурс к тому же творчеству. Кто-то махнет рукой, говоря: «Как можно овладеть тем, что ускользает при любой попытке схватить?»
На самом же деле, полностью подчинить себе подсознание невозможно. Там скрываются такие глубины, что батискаф просто расплющит давлением в лепешку. Именно туда сбрасывается все инстинктивное, древнее, хтоническое, и разобраться, что есть что, и зачем оно вылезло, порой очень сложно.
Я хочу сказать, что в свое время пытался применять этот ресурс, но не пробовал им управлять. Сны, стихосложение, частично — проза. Это все — оттуда. И мне казалось, что это прекрасно.
Оно и было чем-то чудесным, пока не появилась необходимость повзрослеть. (Да, черт возьми, мне сорок лет, и я еще не взрослый. Это бывает. Не очень приятно осознавать, но можно справиться). Но после определенного момента стало невозможно так жить — подсознательные моменты и действия слишком непредсказуемы и порой неприятны по последствиям.
Вместо того, чтобы наладить контакт более плотно, я стал совершать ошибку за ошибкой. Сначала регуляторную: стал пытаться управлять сигналами «оттуда». Потом — ограничительную, отсекая часть за частью. Пока отсекать стало нечего. Стихи отвалились, с ними ушла образность, объем и яркость. Немного помогает рисование, но недостаточно.
Но как правильно? У каждого свой способ, мне помогло простое отслеживание действий. И пока не всегда срабатывающие попытки понять, к чему может привести тот или иной поступок. Мгновенным анализом я владею не очень хорошо, увы.
Так что я могу хоть немного нивелировать происходящее. Не позволить проявиться чему-то плохому, и оставить хорошее. Положительная обратная связь, так сказать. Не полное отсечение иррационального, но фильтр. Подозреваю, что это тоже неверное решение, но пока будет так.
Рассудочная деятельность, увы, очень мало оставляет для творчества. Я пытался. Честно пытался вывести моменты написания текстов в рассудок. Получается скучно, сухо и неинтересно. Впрочем, воображение нужно тренировать, а не запрещать ему проявляться в принципе или, наоборот, выжимать досуха.
Это связано с тем, что на призывы повзрослеть (да, пора, не спорю) я отвечал одним и тем же способом — обрезанием ненужного. Но, если выкорчевать ненужное, и не посадить на его место нужное, вырастут сорняки. Вот корчевка закончилась, а поле пусто. И что теперь?
Сажать. Копать, удобрять, сажать и надеяться, что приживется.
Отвлекаясь от огородных метафор, нужно не только отрезать ненужное, но и приживлять требуемое и полезное.
Иначе есть риск остаться обрубком человека, не способным ни чувствовать, ни делать, ни мыслить.
Возможно, это пресловутый кризис среднего возраста так подкрадывается.
Но скорее всего, назревшее преобразование и поворот от сложившейся парадигмы жизни к чему-то новому. Более жизнеспособному.
Ремарка. Похоже, что начинаю задумываться о таких вещах я начинаю только при серьезных пертурбациях. Когда привычного мира не существует, или он явно недостаточен для того, чтобы спрятаться за ежедневными делами и разговорами. Когда времени в достатке и для того, чтобы поразмыслить, и для того, чтобы сделать выводы.
Если я начинаю меняться не тогда, когда это нужно, а когда что-то обрывается или готовиться оборваться, это ошибка. Это крайне неприятная мерзкая ошибка.
Я планирую сделать так, чтобы свести вероятность возникновения таких ошибок к минимуму. Не за счет отказа от действий вообще, но за счет того, чтобы думать, что делаешь.
К сожалению, это всего лишь слова. Доказать что-то я сейчас не могу.
Черт возьми, где были мои глаза и мозги пару лет назад?
Тогда можно было сделать все совсем по-другому.
И, возможно, сегодняшней ситуации бы не случилось.
Да, действительно, я очень сильно обращаюсь к прошлому. Факт. Но здесь это оправдано тем, что я сейчас пытаюсь выстроить непротиворечивую картину того, как следует поступать с подсознательными позывами. Из-под неплотно прижатой крышки котелка лезет пена. Внутренние демоны. Перегретый пар выбрасывает неопознанные куски чего-то неприглядного.
Пока что я могу только отбрасывать эти клочья в сторону, чтобы они никого не задели. И попутно пытаться опознать их, или хотя бы систематизировать. Например, по степени вредоносности.
Размышления
Каждый человек похож на айсберг. Нет, не холодом или не тем, что встретит свой «Титаник». То, что на виду, и доступно для обзора — это две девятых от всего объема психики. К сожалению, большую часть нас всех составляет то, что привычно называют «бессознательным». Иррациональное. Скрытое. Загадочное и порой примитивное.
читать дальше
читать дальше